Моральная культура Хапкидо.

[Jungshin Sooyang]

Большое разнообразие сопутствующих значений и толкований нравственной
культуры зачастую очень затруднено для быстрого восприятия западным
умом, потому что эта Восточная философия и традиция, которая пропитана
жизнью народов Востока. Примером человека, обладающего высочайшей
нравственной культурой, можно считать Конфуция (552-479 г.г. до н.э.)

Чтобы стать такой личностью, прежде всего необходимо найти себя и
воспитать такой характер, который бы уважали все. Этого можно достичь
только через постоянную тренировку, воспитывая нравственную дисциплину.
Если потребуется нравственно дисциплинированный человек может внести
свой вклад в построение идеального общества путем мудрых советов
правительству, а после своей смерти – вечным примером своей жизни.

Конфуций говорил: “Чтобы развить чувство нравственности, следует
относится к другим с доверием и искренностью, основанным на
справедливости, и полностью исключить порочные мысли.”

                                                 *        *        *

Каждый из нас, как социальное существо, желает желает жить в свободном и
мирном обществе. В то же время наш долг - строить такое общество для
людей.

В ХКД особое внимание уделяется нравственной культуре, ибо она не только
способствует здоровому телу и проницательному уму, но и совершенствует
нравственное поведение. Древние греки ставили на первое место острый ум,
здоровое тело, творческую концепцию духовного начала. Чем
дисциплинированный и развитый ум, тем дисциплинированней и умней будут
использовать ХКД ученики.

Несомненно следующие уроки могут вызвать затруднения в полном их
понимании, однако серьезным ученикам ХКД следует постигать, пытаться
основы нравственной культуры.

А.: Обращайтесь к природе. Даже безжалостный разбойник попытается спасти
ребенка, попавшего в беду, забывая о намерении ограбить. Доброе начало,
данное человеку природой, бледнеет и теряется в людях, жаждующих денег и
власти.

Б.: Будь добродетельным. Трудно определить, что такое добродетель.
Однако существует 5 человеческих качеств, которые признаны как
добродетели с древних времен: человеколюбие, справедливость, вежливость,
мудрость и надежность. Чтобы стать добродетельным, необходимо посточнно
развивать эти качества.

Конфуций говорил:

“Добродетель похожа на Северную Звезду. Все звезды вращаются вокруг нее
в строгом порядке.”

Поэтому люди, которые окружают добродетельную личность, естетственно
будут поступать так, чтобы улучшить общество.

1.1. Человеколюбие.

Способность испытывать печаль в связи с несчастием собратьев и любить их
одинаково как родители одинаково любят всех своих детей.

Конфуций определил человечность следующим образом:

А: Любить людей, особенно своих родителей.

Б: Вести себя непринужденно в соответствии с естественными правилами
приличия, развивая нравственные качества.

В: Ценить честь других прежде своей.

Г: Ставить свободу другого выше своей.

                                               *        *        *

Чтобы воспитать в себе человеколюбие, говорил Конфуций, следует: первое
– поступать крайне предупредительно, скромно и благоразумно в
повседневной жизни. Второе –отдавать всего себя порученной работе, будь
она малой или большой. Третье – проявить искренность и сердечность по
отношению к другим во все времена.

1.2. Справедливость

Способность испытывать чувство стыда за неправильные действия и
исполнение долга по отношению к другим.

Менкус говорил:”… для простых жизнь и смерть наиболее важные явления в
жизни. Однако, для добродетельных людей жить и умереть за справедливость
более важные категории, чем сами жизнь  и смерть.”

1.3. Пристойность

В отличие от животных, борящихся за пищу, вежливый человек предложит
другому кусок хлеба, даже если им грозит смерть от голода.

Конфуций говорил: “Пристойность следует воспитывать для правильного
развития личности. И тот в чьих словах отсутствует искренность, не может
считаться достойным, воспитанным человеком.

Честность без вежливости может быть довольно жестокой.

Почтительность без вежливости может создать для того, кому она
предназначена неудобства.” “Смелость без вежливости может быть довольно
разрушительной.” “Предусмотрительность без вежливости может быть
довольно робкой.”

1.4. Мудрость

Способность оценивать правильное и неправильное, и не только в случаях,
касающихся правильных и неправильных поступков других, но и в
собственных действиях.

Мудрый человек Йю Би однажды сказал своему сыну: “Не важно сколько тебе
лет, ты никогда не должен  делать того, что по-твоему неправильно. С
другой стороны ты должен делать то, что считаешь правильным, независимо
от того, насколько незначительным оно кажется.”

1.5. Надежность.

Способность сдерживать свои слова и обещания, не только данные своим
друзьям, но и любому человеку вообще. Ненадежный человек утрачивает
принципы и достоинство и становится лжецом и обманщиком.

Как, в таком случае, человек может раскрыть свою человеческую природу?
Есть два пути, с помощью которых человек может найти себя: первый –
сохраняя доброту, данную ему богом от рождения, второй – отвергая
жадность к материальным вещам.

1.5.1 Человек может занять два положения в жизни.

Существует, в основном, два типа положений: первое – пять добродетелей,
данных небесами, описанных выше, другое, данное человеком, такое, как,
например, высокий официальный пост.

К сожалению, человек слишком часто доверяет словам. Но то, что человек
дает, можно потом отнять. С другой стороны, то, чем одарили нас небеса,
вечно. Это не значит, что мы отвергаем все словесные отношения, скорее
мы придерживаемся того, что следует поддерживать соответствующее
равновесие, чтобы добродетели первой позиции стали руководством для
правильного использования второй.

Таким образом, человек завоюет уважение и станет остальным примером для
подражания. Без правильного руководства человек легко становится жертвой
личной власти и богатства, используя неэтичные средства для дальнейшего
удовлетворения своих амбций. В конечном счете такой человек станет
тираном или диктатором и в результате врачом своих близких и окружающих
его людей.

По словам Конфуция, великодушный и любящий человек не может иметь
врагов. Поэтому, человеколюбие можно сравнивать с неприступной
крепостью.

1.5.2. Алчность ненасытна.

Тот, кому хватает то, что он имеет, самый богатый человек на свете. С
другой стороны, имея все и даже больше, человек может оставаться бедным.
Человек ослепленный жадностью, не только предрасположен к коррупции,
интригам и эксплуатации других, но, что хуже всего, он ставит себя в
положение, когда “друг воюет против друга, отец сражается против сына”,
становись, в конце концов, ничем не лучше животного.

Есть определенная правда в старой пословице, что действительно хороший
человекне может быть богатым, а богатый не может быть действительно
хорошим человеком.

Согласно изречению древних, “постоянная материальная неудовлетворенность
считается корнем всех несчастий”. Лучший способ самоусовершенствования
характера – постоянное развитие благородства натуры.

1.5.3. Будь скромным

Сорняк высоко держит свою голову от высокомерия, в то время, как пшеница
опускает свой колос в смирении. Ляо-Пу учил, что добродетель – это
глубокая долина, в которую стекаются все водные ручейки. Благородный
человек завоевывает уважение и становится одиноким и презираемым.

Быть скромным, значит не вздорить по пустякам, быть как великодушная
река в долине, которая медленно течет в своем направлении  и орошает
крестьянские поля на своем пути.

1.5.4. Самокритичность.

Никто не бывает мудрым от рождения. Как человеческие существа, мы имеем
много недостатков и склонны допускать ошибки. Однако, накапливая знания,
мы учимся исправлять эти недостатки. Поэтому вполне вероятно со временем
стать идеальным существом. Для этого важно не лениться в учебе и всегда
критично относиться к себе.

Утверждая, что Конфуций и его ученики воспитывали самокритичность,
повторяя по три раза в день:

1.     Пренебрегал ли я просьбами других из-за эгоизма;

2.     Относился ли я искренно к своим друзьям;

3.     Воодушевлял ли я других с уверенностью, будучи сам не уверен;

4.     Ошибался ли я в занятиях;

5.     Избегал ли я действовать по справедливости;

6.     Исправлялся ли я сразу, как только обнаруживал ошибку;

1.5.5. Будь мягким

Если кто-то претендует на то, чтобы быть сильным, он вскоре встретит еще
более сильного. Молодое деревце может устоять под порывом сильного
ветра, но может сломаться после того, как станет старым и хрупким. То же
самое относится к человеческим существам.

1.5.6. Уважение к старшим.

Как сын уважает родителей, младший брат уважает старшего брата, человек
всегда должен уважать по возрасту или положению. Это красота в человеке,
одно из отличий человека от животного.

Менкус говорил, что в человеческом обществе существуют три вещи, которые
следует ценить: положение, возраст и моральная чистота. В правительстве
важным считается – положение, в обществе – возраст и опыт, для лидера и
советника – моральная чистота.

Действительно, не может быть детей без родителей, молодого поколения без
старшего. Общество и нация не смогут избежать хаоса без культуры и
общественного порядка, основанных на уважении к знаниям и мудрости
старших.

1.5.7. Уважай права других

Критиковать того, кто лучше, домогаться чужой собственности и
приписывать себе чужие заслуги – вот признак бессовестного человека.
Помогать другим развиваться и преуспевать в жизни – вот награда, которая
будет иметь ценность, если только ничего не требовать взамен.

На протяжении всей истории человеческой культуры люди, которые из
ревности присваивают себе заслуги других и чужое имущество, навсегда
покрывали себя позором.

1.5.8. Будь справедливым

Быть честным и верным значит прожить жизнь правильно. Старые мудрецы
говорили: “Для простых людей жизнь наиболее ценная вещь, смерть –
наиболее страшная”. Однако, справедливый человек ценит правду выше жизни
и готов умереть, чем покориться несправедливости. Такие благородные
личности, как Баэк-У-Сукджи из Китая, Сунг-Сам-Мук в Корее, Йошида Шоинг
в Японии выбрали смерть, защищая справедливость, став вечным примером
для потомков.

Баэк-У-Сукджи жил в Чоу около 2000 лет до н.э.. Когда король Мао сверг
двадцать седьмого короля, являвшегося жестким тираном, он отказался
служить новому королю, который завладел троном силой, а не законным
способом. Он, в конце концов умер голодной смертью в изгнании, в горах
Суянг.

Сунг-Сам-Мук был советником у одного из королей Кореи в XIV в. После
того как король умер и молодой наследник стал в свою очередь королем,
его дядя устроил тайный заговор против мальчика-короля и захватил трон.
Советник Сунг был позднее казнен, потому что настойчиво протестовал
против незаконных действий узурпатора.

Йошида Шоинг – один из вероподданных своего правителя – был казнен за
выступления против того, что военное правительствоДокукавы пыталось
уничтожить монархию Мейдзи.

1.5.9. Будь Бережливым

С древних времен чрезмерные роскошь и развлечения становились причиной
падения многих королей и народов, в истории этому много примеров.
Человек должен учиться быть бережливым и вести умеренный образ жизни.
Как говорили мудрецы: “Если вода грязная у истоков, она такой будет и
вниз по течению”.

Во время правления династии Ли в Корее, королевского инспектора
Ли-Мун-Юна, путешествовавшего в стране инкогнито, пригласили однажды на
роскошный обед у известного правителя в провинции. В разгар пиршества он
прочитал строки из своей известной поэмы:

“Сладкое вино, которое вы пьете из сверкающих кубков –

Это слезы людей, изнуренных непосильным трудом.

Нежное мясо, которое наполняет блюда развратниц,

Оторвано от их изболевшихся тел.

Чем громче вы смеетесь, тем жалобнее их похоронная песня”.

Правитель и его гости, узнав, кто на самом деле был поэт, в страхе
разбежались. Следует всегда помнить, что за удовольствием одного
человека часто стоят слезы и сердечная боль многих.

1.5.10. Будь сдержанным

Во всех своих поступках человек не должен быть импульсивным и
безрассудным, а наоборот, терпеливым и рассудочным.

“Тот, кто действует, не обдумав все, по крайней мере трижды, позднее
пожалеет о своем поступке”, - предупреждает древняя пословица.

1.5.11. Знай, что такое истинное счастье

Ляо-Пу указывал, что природа основывается на гармонии в контрастах.
Например, вселенная была создана двумя силами – Инь (женское начало) и
Янь (мужское начало). Другие контрасты: жесткий и мягкий, длинный –
короткий, ночь и день, холодный и теплый и др.

Все понятия в этом мире взаимно уравновешиваются. Страдания можно
осознать только будучи когда-то счастливым,печаль, после веселья.
Богатство и сила не обязательно счастье.

Менкус определил три вида счастья в жизни:

1.     Здоровье родителей и гармония в семье;

2.     Жить гордо и честно через правильное поведение;

3.     Учить молодых становиться честными и полезными членами общества.

1.5.12. Пусть твои поступки говорят за себя

Даже способный оратор может ошибаться, если даст волю языку. Закрытый
рот может спасти рыбу от крючка так же, как и не выдать секреты врагу.
Говорить только о важном – свойство культурного человека. Люди же
говорят в основном, чтобы похвастаться или получить превосходство над
другими.

Порядочный человек выражает себя через поступки, а не через слова. Так
он влияет на других живым примером.

1.5.13. Развивая спокойствие ума.

Чистый пруд становится мутным, если его взбаломутить, затем он
возвращается в свое первоначальное состояние, после отстаивания.

Мы можем достичь спокойствия ума через созерцание и размышление,
освобождая свой мозг от всех мелочных суетных мыслей и возвращаясь в
естественное состояние разума. В отличие от буддизма созерцание в
хапкидо не означает полного ухода от действительности, это довольно
активный момент отражения прошлых ошибок в молчании и погружении в свои
мысли, через покаяние продолжается самосовершенствование.

Этот активный процесс размышления в тишине называется “Джунг-Джонг-Донг”

1.5.14. Будь твердым в решениях.

Человек сильных убеждений бесстрашен и не вызывает подозрений. Если
доказано, что человек неправ, то находим в себе силы признать свои
ошибки. Даже самый застенчивый имеет мужество отстаивать свою правоту,
если он в ней уверен.Сильные убеждения можно приобрести через широкий и
глубокий дух Кай.

Кай – это форма активной энергии, которая заполняет каждую физическую
клетку и орган, в то время как Ки – мотивирующая сила; первая движет,
вторая ведет. Если Ки воспитывается с большой осторожностью и
развивается на основе человеколюбия и справедливости, то его
высокопарящая мощь и недосягаемая сила могут заполнить небеса и землю,
позволяя человеку достичь новых высот, великих свершений, так Менкус
убеждал своих учеников.

На более практичном уровне КИ помогает нам поддерживать свой ум ясным и
бдительным, когда наши дела становятся напряженными и запутанными.

1.5.15. Будь преданным

Поскольку созерцание относится к религии, сосредоточенность и
преданность – к художнику, упорство- к рабочему, то нравственная
культура – к профессионалу боевого мастерства. Развитие ума поэтому не
является монополией какой-то особой личности.

Действительно, искренность и усилие непременно породят доверие, а
доверие позволит каждому достичь конечной цели.

Считается, что нравственная культура является движущей силой в
побуждении человека посвятить себя своей работе, какой бы она ни была,
пока его жизнь и работа не станут едиными.

Hosted by uCoz