Статья предоставлена сайтом «ХВАРАНГ» http://www.sevhwarang.com.ua/

Комбатан-арнис

Комбатан-арнис - стиль филиппинского боевого искусства Арнис, разработанный Эрнесто Амадором Пресасом.

Как и в других филиппинских боевых искусствах, в Комбатан обучение начинается с оружия. Причиной этого служит то, что в традиционной филиппинской культуре нож и мачете являются элементом повседневного костюма как мужчин, так и женщин. На двигательной базе, заложенной при работе с одной и двумя палками, строится обучение ножевому бою, рукопашному поединку, работе с подручными предметами, «секретному оружию» (например, короткой палочке дуло-дуло), работе с традиционным филиппинским и окинавским оружием.

В классическую систему Комбатан Арнис входят:

Solo Baston [соло бастон] (одна палка),

 Doble Baston [добле бастон] (две палки),

Espada y Daga  [эспада и дага] (меч и кинжал),

 Daga Sa Daga [дага са дага] (нож против ножа),

Mano-Mano [мано-мано] (голые руки),

Дос Пантос

Трес Пантос.

Работа ног в Комбатан Арнис основана на традиционных танцах Филиппин, использует движения назад и вперед и V-образные передвижения. Заметна также некоторая общность работы ног в Комбатан и японских и окинавских боевых искусствах. В Комбатан сохранились и традиционные техники и работа ног в таких разделах как эспада и дага, Абанико Даблада, Санкети и др.

Эрнесто Пресас модифицировал техники таким образом, чтобы они легче усваивались учениками, а, кроме того, стали безопасными для начинающих. Для этой цели были введены стандартизированные техники и, самое главное, он первым ввел практику ударов палка в палку, а не по рукам противника, что позволило отрабатывать приемы с полной силой и скоростью, не травмируя партнера. Позднее эту методику стали использовать практически все школы филиппинских боевых искусств.

Благодаря модификациям в работе ног, стойках и техниках, Комбатан легко адаптируется для преподавания в самых разных школах боевых искусств, например, таких как Таэквондо, Карате, Дзюдо и Дзю-дзютцу, так как ученики видят общие черты в этих стилях.

Эффективность этой системы неоднократно проверялась на практике филиппинскими и американскими полицейскими. По их утверждениям, «этот стиль позволяет человеку с нулевой подготовкой за год научиться противостоять любому подготовленному боксеру или другому профессиональному бойцу, а то и двум-трем». В последнее время и российские правоохранительные органы проявляют интерес к филиппинским боевым искусствам вообще и Комбатан Арнис в частности.

В конце 80-х годов прошлого века Пресас несколько раз переименовывал свою систему (Модерн-Арнис, Арнис де Мано, Пресас Стайл), пока не остановился на термине Комбатан, определив его как современный стиль боевых искусств, включающий в себя техники боя короткой палкой, парными палками, ножом и стройную систему боя без оружия, которые построены на единой универсальной двигательной базе.

Основные термины, используемые в тренировках по комбатан

Тагальский Русский

Wala/sero-ноль
Isa-один
Dalawa-два
Tatlo-три
Apat-четыре
Lima-пять
Anim-шесть
Pito - семь
Walo - восемь
Siyam - девять
Sampu - десять
Labing-isa - одинадцать
Labing-dalawa - двенадцать
Dalawampu - двадцать
Dalawamput-isa - двадцать один

Salamat - спасибо
Salamat sa inyo - благодарность
Maraming salamat - благодарю Вас
Simula - начать
Tigel Hunto - остановиться, стоп
Tuloy - продолжить
Handa - приготовиться
Taposna - закончить

Antas - степень или ранг
Baguhan - начало, начальный уровень
Panggitna - промежуточное звено
Abante - прогресс, продвинутый уровень

Dalubhasa - специалист
Taga-Pagsanay - тренер
Taga-Pagturo - инструктор
Guro - учитель
Punong guro - господин учитель
Eskrimador/ Bastonero/Аrnisador - человек практикующий ФБИ

Lupon - посох, палка
Sibat - меч, шпага
Daga - кинжал, нож
Daga y daga - нож на нож
Kampilan - традиционный мечь Филиппин
Mano mano - рука к руке
Klase - зал
Pagsasanay - занятие
Anyo - формальные упражнения
Suntukan - кулачный бой, бокс

Doblete - двойное движение
Pugay - поклон
Pugay Sawatawa - поклон флагу
Pugay sa Kapareha - поклон партнеру
Pugay sa Guro - поклон учителю
Tabig/ Hawi - отражение удара
Kanan - право
Kaliwa - лево
Kinata Yu-an - стойка
Hakbang pakanan - правосторонняя стойка
Hakbang paaliwa - левосторонняя стойка
Sangga o salag - блок
Salag, sangga - блокирование
Sungkiti/ saksak - тычок, толчок, удар

Abaniko - веер
Bara bara - свободная или неформальная техника.
Kadena - цепь, серийная техника
Cerrada - техники короткой дистанции
Crossada - техники пересечения
Hawak - удерживание, хват
Pasungkit - тычок обратным хватом, обратный тычок
Itak - мачете

Система уровней и поясов в комбатан

Ученические степени:
(Baguhan - начальный уровень)
1 уровень - желтый пояс;
2 уровень - зеленый пояс;
3 уровень - зеленый пояс;
4 уровень - синий пояс;
5 уровень - синий пояс;

(Abante - продвинутый уровень)
6 уровень - красный пояс;
7 уровень - красный пояс;
8 уровень - коричневый пояс;
9 уровень - коричневый пояс;
10 уровень - фиолетовый пояс.

Мастерские степени:
1 - 4 лакан - черный пояс с красной каймой (инструктор);
5 - 8 лакан - красно-синий пояс (мастер);
9 -10 лакан - красно-сине-белый пояс (грандмастер).


Мастерские степени мужчин называются лакан, а у женщин - дайан.

Краткая характеристика филиппинских боевых искусств

Арнис является одним из «искусств без искусства». Его техники основаны на двигательных принципах и теориях, а не на застывших формальных движениях и упражнениях. Вместо разучивания формальных комплексов и постепенных пошаговых упражнений для каждого вида оружия, происходит обучение основам естественного движения и применению одних и тех же ударов и защит по отношению к любому направлению, типу и силе атаки. Причем, это справедливо вне зависимости от того, держат ли ученики в руках меч, кинжал, палку или никакого оружия вообще. В дополнение к этому, все техники ведут к бесконечному числу разоружений, бросков и захватов с использованием максимального числа рычагов, какое бы оружие ни было применено. В отличие от всех других боевых искусств, где обучение идет от тренировки без оружия к работе с оружием, особенность филиппинских стилей заключается в том, что обучение начинается с техники владения палками и ножом и лишь впоследствии происходит переход к работе руками и ногами.

В систему филиппинских боевых искусств входят:

СОЛО БАСТОН – бой одной палкой

ДОБЛЕ/ДАЛАВАН БАСТОН – бой двумя палками

ДАГА са ДАГА – ножевой бой

МАНО а МАНО (КАМАО са КАМАО) - рукопашный бой:

ПАНАНТУКАН - техника боя руками

ПАНАНДЖАКМАН - техника боя ногами

ДУМОГ - борьба в стойке и в партере

ДАКОП/КАДЕНА де МАНО – техника болевых замков

ПАНГАМОТ – бой против вооруженного противника

КИИНА-МУТАЙ – техника укусов и щипков

ДУЛО-ДУЛО – использование ладонной палочки

ЛАБО-ЛАБО – использование подручных предметов

АРНИС КАВАЙАН – использование шеста

КЛАССИЧЕСКИЙ АРНИС – бой на традиционном холодном оружии:

ЭСПАДА и ДАГА – техника боя с использованием палки и ножа (меч и кинжал)

БОЛО – использование мачете

БАЛИСОНГ – техника ножа-«бабочки»

ДОС ПУНТОС, ТРЕС ПУНТОС, АБАНИКО ДОБЛАДА и т.д. – традиционные способы боя на холодном оружии и палках

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

САМООБОРОНА

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ТЕХНИКИ

ТЕРО ГРАВЕ – техники боя на уничтожение противника

Кроме того, существует большой арсенал оружия – как национального (крис, кампилан и др.), так и заимствованного из других боевых систем (например, тьябанг – аналог окинавских сай). Присутствует и техника боя гибким оружием (либуд ат кадена, паге), наиболее известными являются – табак тойок (филиппинский аналог нунчаку) и йойо (камень на веревке, больше известный в Европе в виде детской игрушки); использование различного вида стрелкового и метательного оружия и многое другое.

Однако, хотя в филиппинских системах чуть ли не больше, чем в каких-либо других, уделяется внимание реальности применяемых действий, что объясняется их историей (многие современные мастера старшего поколения еще застали времена «боев до смерти» между представителями разных школ), в тренировках большое внимание уделяется комплексным движениям и маневрам с использованием возможностей всего тела. Так техника передвижений использует много танцевальных элементов из народных танцев сайау и синалог. Сформировался даже особый стиль ведения боя, известный как эсило де салон, построенный на быстрых и непредсказуемых танцевальных шагах. Схемы передвижений, единые для большинства школ арнис, тесно связаны и с сакральными символами, главными из которых являются треугольник и круг. Треугольник, маневрирование по сторонам которого является базовым техническим элементом, символизирует единство трех основных народов (равнинных прибрежных, горных и моро), образующих филиппинскую нацию, и три главных религиозных учения Филиппин – христианство, ислам и анимизм. Круг, описывающий треугольник, является аналогом китайских понятий об инь и ян, о единстве и взаимопревращении противоположностей. Он символически отображает связь конечного и бесконечного, линии и круга, физического мира и духовного, меняющегося и постоянного. Несмотря на наличие подобных философских обобщений, в филиппинских боевых искусствах нет такого мощного пласта психотренинга, который внесли в другие боевые искусства буддизм и даосизм. Большинство психотехник Арнис направлено на единственную задачу: выработку состояния готовности и контроля ситуации непосредственно перед боем и для боя. Некоторые мастера арнис верят в существование магической силы антинг–антинг, дающей великую силу. Такой боец может, например, легко вгонять голой рукой гвозди в толстую деревянную доску по самую шляпку и так же легко вытаскивать их обратно.

Основные принципы Арнис

В Арнис выделяют общие и технические принципы.

Общие принципы:

1. Экономия движений

2. Универсальность

3. Сокращение угла атаки

4. «Вырвать зуб змеи»

5. Эффективность

6. Ситуативное реагирование

7. Индивидуальность

Технические принципы:

1. «Лицом к оружию»

2. «Современный» принцип

3. «Классический» принцип

4. Принцип захвата

5. Принцип практического применения

6. Принцип «допустимого размена»

7. Принцип техник в сериях

Общие принципы

Общие принципы это основополагающие способы взаимодействий, которые применимы во многих аспектах Арнис и не относящиеся к определенным техническим приемам.

Принцип «Экономия движений»

Этот принцип можно характеризовать словами: «Так много, сколько необходимо, так мало сколько возможно». Это значит, что при выполнении технических приемов арнисадор не должен использовать лишний замах, напряжение, или лишние движения телом. Благодаря этому будут возможны очень быстрые, короткие и эффективные техники защиты и контратаки, которые будут выполняться без излишних затрат энергии. Таким образом, достигается высокая способность координации эффективных технических действий и экономичных движений тела бойца.

Принцип «Универсальность»

Суть этого принципа в том, что двигательные стереотипы технических приемов изученных в одном разделе Арнис, например техники использования палки, будут перенесены и в другие области: в технику использования подручных средств или безоружный бой и т.д.

Принцип «Сокращение угла атаки»

При отражении нападения с использованием палки, защищающийся идет вперед, сокращает дистанцию и выходит на более выгодное расстояние к нападающему. Короткая дистанция более выгодна для отражения атаки противника, так как большая опасность при ударе палкой исходит от ее верхней части. При движении вперед угол атаки будет эффективно сокращен и сила удара нападающего будет уже неважна.

«Вырвать зуб змеи»

Этот принцип гласит, что первоочередной задачей является травмирование вооруженной (атакующей) руки противника. Таким образом, первыми целями для атаки становятся кисти, запястья, предплечья и локти нападающего.

Принцип «Эффективность»

Принцип основывается на том, что нападающему не предоставляется дальнейшей возможности атаковать. Во время тренировки, отрабатывая контратакующие приемы, когда вы видите атаку противника и представляете, как бы вы могли на нее эффективно отреагировать, необходимо использовать такие варианты, чтобы не дать нападающему возможность вновь повторить свои действия. При этом нужно следить за правильностью выполнения своей техники, и отслеживать различные возможности повторных атак противника.

Принцип «Ситуативное реагирование»

Ситуативное реагирование проявляется в том, что обучающиеся в процессе тренировки ситуаций спонтанной самообороны или в случае реального нападения используют те техники из своего арсенала, которые в данный момент являются наиболее целесообразными и эффективными. Выбор технических действий определяется критериями функциональности, экономичности и эффективности, а не созданием сложных технических структур и традиционными догмами.

Принцип «Индивидуальность»

Все изученные техники могут видоизменяться в соответствии с физическими и психологическими особенностями каждого ученика.

Технические принципы

Технические принципы базируются на общих принципах и применяются в конкретных технических действиях, а принцип «универсальность техники» является основополагающим. Описанные ниже принципы распространяются на использование различных видов оружия и защиту от любых вариантов нападения.

«Лицом к оружию»

При работе против оружия наиболее выигрышным является положение тела развернутого в направлении вооруженной руки противника.

«Современный» принцип

Современный принцип означает, что при защите от удара палкой противника правша идет вперед с правой ноги и осуществляет сокращение угла нападения, отражая атаку справа, блоком слева, а атаку слева, блоком справа. При этом правая рука, выполняет блок палкой, и возможно обезвреживает руку нападающего, левая рука проводит захват или контроль, после чего правая рука выполняет первую контратаку. Это принцип применяется при использовании палки, ножа, подручных средств и в технике без оружия.

«Классический» принцип

Классическая форма характеризуется не линейной, а более зигзагообразной системой шагов. При защитных действиях, выполняя блок одной рукой, вторая рука контролирует руку противника, а не выполняет захват палки, так как в классическом стиле палка символизирует меч. Чтобы занять более выгодную позицию для контратаки, защищающийся пытается выйти к противнику во фланг, или зайти к нему за спину.

Сравнение техники классического и современного арнис

Основное отличие современного от классического арнис состоит в используемом оружии нападения и, соответственно, в исполнении технических приемов. Считается, что в современное время нападение с мечом или мачете не настолько распространено, как раньше. Поэтому в тренировочном процессе палка, как предмет нападения, не рассматривается в качестве возможного клинкового оружия. Палка рассматривается только как палка и располагается в руке соответствующим образом. В принципе, можно сказать, что изучение техники классического Арнис направлено на использование в схватке меча или мачете, в современном Арнис, напротив, учатся применять любые предметы из повседневной жизни для самозащиты. В классическом Арнис нельзя при выполнении защитных действий взяться за меч или палку символизирующую клинковое оружие. Рука с оружием блокируется или парируется. Как уже говорилось, в современном Арнис, палка не представляет собой меча, поэтому защищающийся может производить её захват, выполняя контратакующие действия. В технике классического Арнис изучаются многочисленные варианты передвижений. Общим у них является то, что от нападения защищаются, уходя или уклоняясь в сторону, либо назад. В современном Арнис передвигаются по прямой линии к нападающему, чтобы сократить угол атаки палкой. В классическом Арнис контратаки палкой выполняются режущими движениями, так как они представляют технические действия клинковым оружием. Середина меча или палки, обозначающей меч, подставляется и затем выполняется порез. За счет этого движения получаются плавными и мягкими. В современном Арнис движения более жесткие, чем в классическом стиле. Контратака выполняется как удар, верхней частью палки, куда при правильном выполнении может быть оптимально перенесена механическая сила. Если выполнить этот прием, используя меч, движения превратятся в рубящие. В классическом стиле можно заменить «режущие» движения на «бьющие», применяя, например технику Абанико или Палис Палис.

Принцип захвата

В Арнис при защите от нападения с палкой, после выполнения блока выполняется захват палки. Таким образом, инструмент нападения выводится из под контроля атакующего. Такое техническое действие возможно, так как в модерн арнис палка рассматривается только как палка, в отличие от классического стиля, где палка трактуется как клинковое оружие. Благодаря проведению захвата нападающий больше не может использовать свое оружие, но для выполнения этого приема необходима хорошая реакция и тайминг.

Принцип практического применения

Следуя этому принципу обучающиеся, моделируя различные ситуации самообороны, учатся находить способы эффективного противостояния, используя свой технический арсенал, как в обороне, так и в нападении.

Принцип «допустимого размена»

В бою возникают ситуации, когда «размен» ударами с противником неизбежен. Поскольку палка и нож являются весьма опасным оружием, следует приложить все силы, чтобы избежать подобных ситуаций. Если же это неизбежно, то следует принимать удары на наименее уязвимые части тела, одновременно стремясь нанести максимальный урон противнику.

Принцип техник в сериях

Техника обезоруживания нападающего с палкой преподается в форме серий. Каждая серия представляет определенный способ обезоруживания и состоит из определенных техник выполняемых при защите от 12 базовых ударов. В некоторых случаях, для одного варианта нападения существуют разные способы разоружить противника. Техника обезоруживания проводится с палкой, гибкими предметами (пояс, ремень), предметами небольшого размера (ключи, авторучка) или без использования оружия. Техника использования двух палок также преподается в форме серий, состоящих из блокирующих и контратакующих действий. Этот принцип применяется в технике безоружного боя, против атак противника с использованием палки и безоружных атак.

Hosted by uCoz