Глава 2. История Корейских Боевых Искусств

По сравнению с информацией о Боевом Искусстве Китая или Японии информация о Боевых Искусствах Кореи весьма скудна и малодостоверна. Благодаря негативному влиянию политической культуры и идеологии страны, а также той пропагандисткой компании, которая и по сей день ведется по обе стороны 38 параллели, историческая информация о Корейских Боевых Искусствах очень немногочисленна. Не малую роль в этом сыграла и японская оккупация 1910-1945 годов, во время которой колонизаторы проводили политику насильственной ассимиляции и подавляли все проявления истинно корейской культуры, вообще практически пресекла целый ряд корейских традиционных боевых искусств.

Традиция боевых искусств начинается в Корее с периода трёх государств - Когурё, Пэкче и Силла. В каждом из них имелись свои системы боя. Например в Когурё, располагавшемся в северной части полуострова и на значительной части территории Манчжурии, существовала система "сонбэ". Выросшее и окрепшее в борьбе с Китаем, Когурё имело сильную, хорошо обученную армию. В Пэкче боевые искусства были известны под названием "субак".

Наиболее интересно государство Силла, прославившееся своим военно-религиозным институтом хваранов (что можно перевести как "цветущая молодежь"). Эти юноши, отбираемые в возрасте 14-15 лет из дворянских семей, в мирное время занимались изучением целого комплекса боевых искусств, учились управлять страной, а на войне сражались в первых рядах и были наиболее подготовленными боевыми отрядами, о подвигах которых есть немало сведений в корейских летописях. Тренировка хваранов включала в себя не только упражнения в медитации, поэзии, музыке и танцах, но и джигитовку, занятия фехтованием и стрельбой из лука, а также субак. Задачей такой комплексной подготовки было воспитание совершенной, гармонически развитой личности.

В борьбе между тремя государствами роль объединителя страны сыграла Силла, воспользовавшаяся помощью Китая. В 668 году Корея стала единым государством, тесно связанным с соседним Китаем. В результате этого Квонбоп (корейский рукопашный бой) обогатился китайской традицией и примерно с этого времени Боевые Искусства Кореи можно разделить уже на три ветви - не столько по происхождению (сугубо корейские или корейско-китайские), сколько по их специфическим особенностям:

После 976 года, когда на смену Объединенному Силла пришло государство К'Орё, многие направления боевых искусств оформились в определенные школы и стили. Некоторые из них, такие как каннек или субекчхиги, сейчас практически неизвестны. Однако такие, как тхэккён, чхарёк, субак, сформировались как четкие направления именно в это время.

Наиболее самобытным и наиболее корейским из перечисленных является тхэккён. Техника тхэккён не отличается разнообразием стоек, зато характеризуется развитой техникой передвижения и ударов ногами, с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Выше грудной клетки ногами обычно не бьют, поэтому круговые удары ногами встречаются чаще проникающих. В поединках главной задачей является повалить противника, а не нанести ему какое-то серьёзное телесное повреждение. Техника рук – это, прежде всего, круговые движения, причём кулаки не используются вообще. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, позволяющих нанести ему сильный встречный удар ногой. Основная борьба ведётся именно ими, поэтому блоки ногами, подножки, зацепы, подсечки составляют основной арсенал приёмов. Система тренировок достаточно жёсткая: ученики тренируются, набивая ноги на камнях, на стволах деревьев, прыгая через колючие кусты или отталкиваясь от деревьев. Предусмотрено боевое применение "колеса" и сальто назад.

Субак в К'Орё превратился в конкретный стиль, в котором, в отличие от тхэккён, нога бьёт в основном выше пояса, используется кулак и ударная работа локтями. Одной из наиболее распространённых стоек этого стиля является положение с руками, сложенными перед грудью как для молитвы. Из этой стойки производятся все основные удары руками.

В среде корейских горных отшельников ("соньинов") была разработана одна из интересных систем боя - чхарёк ("заимствованная сила"). Техника передвижений в чхарёк проста и не отличается особой изощренностью, а среди ударных положений руки встречаются атака большим и средним пальцами, вытянутыми подобно щипцам. Техника контратаки построена или на подхвате и протягивании атакующей руки или ноги, или на накладывании на нее своей конечности с последующим захватом. Большая часть таких приемов рассчитана на бойца с прекрасно подготовленным телом, очень сильным и ловким. Броски построены на том, что противника ведет не инерция его движений, а характер причиняемой ему боли. Как и в тхэккён движения в чхарёк строятся так, что руки и ноги бойца как бы усиливают друг друга без дополнительного напряжения. По сравнению с тхэккён в чхарёк больше ударов головой, коленями, плечами, локтями. Оружием являются и зубы, которыми, как правило, атакуется внутренняя поверхность руки. Разработаны техники ударов ногами из положения сидя, техники атаки нервных центров, в том числе - и пальцами ног. Чхарёк - одна из немногих систем, где наряду с правилами самообороны от людей или против оружия существуют детально разработанные техники самообороны против различных животных - волка, быка, медведя, тигра.

При императорском дворе культивировались направления, более близкие к китайским. Правда, уровень подготовки корейского солдата к концу династии К'Орё упал, и вся солдатская масса практиковала лишь крайне упрощенные комплексы приемов, носившие название тэгён. Хорошей подготовкой могли похвастаться только личные армии крупных феодалов.Именно эти войска, на плечи которых легла основная тяжесть сопротивления монгольским нашествиям в XIII веке, изучали орёнквон ("кулак пяти видов"), включавший в себя пхогаквон ("кулак пушечного удара"), мэнхогвон ("кулак свирепого тигра"), хугвон ("кулак обезьяны"), хакквон ("кулак журавля"), и чхильсонквон ("кулак семи звезд").

Монгольское влияние в Корее проявилось в разных областях, в том числе и в боевых искусствах, куда монголы привнесли свое искусство рукопашной схватки - ссильнем (оно представляло собой борьбу на поясах, в которой запрещены удары, допускаются только броски). Она больше напоминала японскую борьбу сумо, так как в ней большое внимание уделялось весу бойца.

К концу XVI века в Корее, как и в соседнем Китае, уже сформировались традиции Боевого Искусства. К этому времени в стране было зафиксировано около двадцати их направлений. Всплеск интереса к боевым искусствам в это время был вызван серьёзными испытаниями, которые обрушились на Корею - Имдинской войной 1592-1598 годов. В страну вторглась японская армия, боевые качества которой в то время были, наверное, лучшими на Дальнем Востоке. Регулярные войска Кореи были очень быстро разбиты, и меньше чем за полгода японцы захватили почти всю страну. На борьбу поднялся народ и партизанские отряды. Именно благодаря им, а также помощи регулярной китайской армии, корейцы одержали победу в этой тяжелой войне.

Всплеск интереса к боевым искусствам, вызванный Имдинской войной, вскоре снова сменился застоем. Лишь передовые представители корейской культуры продолжали пропагандировать и настойчиво претворять в жизнь идею возрождения боевых искусств. Это выражалось в издании трактатов, где в виде комплексов закреплялись наиболее эффективные техники и приемы. Первым из них был созданный в 1599 году трактат "Муе чебо", включавший в себя комплексы работы с шестом, которым воевали буддийские монахи в Корее, мечом и щитом, длинным копьем, трезубцем и мечом с длинным лезвием. Второй трактат - "Муе синбо" - был создан примерно через полвека после вторжения манчжуров, и включал в себя кулачный бой, упражнения с японским и корейским мечами, работу копьем, боевым цепом и различными видами лезвий на длинной рукояти.

Созданный в 1789-1790 годах трактат, называемый "Муе тобо тхонджи" включал в себя восемнадцать техник, заимствованных из двух предыдущих трактатов, четыре варианта комплексов, предназначенных для всадников (с парным мечом, копьем, цепом и большим мечом) , а также вольтижировку.

Но даже не смотря на это интерес к боевым искусствам угасал. Не в малой степени этому способствовала правившая в то время династия Ли, которая вела политику преследования боевых искусств и, в первую очередь, таких стилей как субак и чхарек. В таких условиях самобытная традиция Корейских Боевых Искусств была практически выхолощена и забыта.

В 1945 году Корея была освобождена от японской оккупации. Корейские Боевые Искусства вышли из подполья, и тут-то выяснилось, что, хотя какие-то техники сохранились, духовно-философская традиция была утрачена. Залов было много, и число инструкторов, преподающих разные виды боевых искусств тоже множилось, но мало кто из них серьезно знал историю своей школы и мог объяснить содержательную сторону ее традиции. В основном все сводилось к освоению голой техники.

По окончании войны 1950-1953 годов в Корее существовало очень много школ, в которых практиковались боевые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тэсудо, тансудо, тэквонбоп и так далее. Большая часть из них была близка к субак или являлась адаптированным вариантом японского каратэ. До начала 60-х годов государство никак не вмешивалось в их деятельность.

Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил с приходом к власти президента Пак Чонхи. В этот период впервые возникает стремление поставить боевые искусства на службу режиму, создав единую систему единоборства, которая находилась бы под контролем государства, в отличие от разрозненных направлений, которые могли бы служить прикрытием для каких-либо оппозиционных движений. Кроме того, такая система явилась бы политическим орудием, символизирующим дух нации. И, поэтому, уже в 1964 году корейское правительство попыталось объединить все школы в ассоциацию единого боевого искусства, которому было дано название "тэсудо". Однако эта идей провалилась, поскольку многие мастера воспротивились этому, считая, что это приведет к утрате индивидуальности их направлений и падению престижа их школ. Тем не менее в следующем году "единый стиль" был создан. Ведущую роль в его создании сыграл генерал Чхве Хонхи (Чой Хон Хи), занимавшийся ранее тхэккён и имевший черный пояс по каратэ. Новое искусство после долгих споров нарекли "тхэквондо".

Тхэквондо было создано подобно советскому самбо или китайскому спортивному ушу как система, лишенная глубокого духовного наполнения, но доступная, упрощенная и менее опасная для здоровья тренирующихся. К тому же тхэквондо пользовалось и пользуется активной поддержкой государства. Другие же боевые искусства на Юге периодически запрещались, а многие не прошедшие унификацию стили (как, например, тансудо) стали считать разновидностью тхэквондо, и преподавание их за пределами страны было связано с очень большими трудностями.

Но несмотря на такую политику многие мастера продолжали преподавать и развивать свои направления боевого искусства. Некоторые покидали Корею и уезжали в другие страны. Так, например, поступил мастер стиля тансудо Хван Ки, переехавший в США и преподающий там этот стиль.

Другим вариантом "ответа" было создание собственных стилей, которые вбирали в себя элементы корейской традиции боевых искусств. Hаиболее известными направлениями из этих стилей "новой волны" стали Хапкидо Чхве Енсоля и его ученика Чжи Хан Чжэ, а также созданный мастером Со Инхском куксуль. Благодаря талантливым ученикам Чхве Енсоля и Чжи Хан Чже Хапкидо стало известно далеко за пределами Кореи.

 

Глава 6. Философские основы Хапкидо

Философская основа техники Хапкидо состоит из трех теоретических аспектов. Это теории воды, круга и гармонии. Они очень похожи на теоретическую базу Айкидо. И это понятно – ведь у Хапкидо и Айкидо общие корни. Существенная разница между Хапкидо и Айкидо состоит в различии технического арсенала, методике и цели преподавания.

Для того, чтобы понять принцип движения и технику Хапкидо, надо изучит и понять теорию Yoo (плывущий как в воде), Won (круговая теория), Hwa (гармония).

Теория Yoo

Вода не борется, не сопротивляется, она невероятно мягка, но вместе с тем и невероятно сильна и упорна в преодолении препятствий на своем пути. Встречая скалу, вода ее обходит, но если скала велика, то вода будет терпеливо накапливать силы до тех пор, пока не сможет сдвинуть и убрать ее со своего пути. Перенимая эти качества адепт Хапкидо в схватке с противником не стремится к силовому противоборству, он адаптируется к его движениям – если его тянут, то он толкает; если его толкают, то он тянет. Используя мягкость движений он побеждает противника. Ведь недаром восточная мудрость гласит: “Жесткость и прямота – дисциплины смерти, а мягкость и уступчивость –дисциплины жизни”.

Принцип Хапкидо, который касается максимальной концентрации силы, может быть просто объяснен в сравнении с потоком воды в пожарном шланге. Пустой шланг не составит труда удержать в любом положении или придать ему любую форму. И наоборот, поток воды создаст Вам немало хлопот при манипуляции со шлангом. Здесь энергия “Ки” человека уподобается потоку воды. Вы должны уметь концентрировать всю силу и энергию в одном направлении и точке.

Теория Won

Круг представляет собой особую геометрическую фигуру. Именно на таких ее свойствах, как непрерывность, замкнутость и основана данная теория. Круговые движения позволяют увести атаку противника мимо цели и направить ее против него самого. Тем самым мы получаем мгновенное преимущество - уменьшаем силовое давление со стороны противника и используем его энергию движения против него самого же, нарушая его контроль над положением собственного тела, психологический баланс, что позволяет проводить различные комбинации приемов для достижения победы.

Теория Hwa

Изучение Хапкидо проходит через развитие ума, тела, духа и взаимодействия с окружающим миром. Гармония – самый важный элемент, который должны стремится достичь ученики посредством тренировок. Каждый раз, когда делается прием, происходит соединение между разумом и телом, которое выполняет его команды. И если это получается, то можно говорить о гармонии со своим телом.

Следующий этап – это гармония с действиями противника. Добившись этого, адепту Хапкидо будет легко контролировать движения и энергию противника. Мы стремимся найти гармонию с атакой, для того, чтобы создать надежную защиту. Следующим действием должно быть разрушение той гармонии, которую создал своими действиями атакующий противник.

Как только Ваши тело, ум и дух объединятся в единое целое, Вы будете чувствовать и выполнять технику движения Хапкидо естественно и непринужденно.

 

Глава 7. Хапкидо и спортивные единоборства

Существует глубокое и поверхностное понимание боевого искусства. Поверхностное понимание - умение сильно бить, бросать и не чувствовать боли. Боевое искусство по глубокому пониманию - это искусство жизни воина, а не просто техника, не набор движений или правил. Это состояние сознания. Воин - человек, который организует свою жизнь так, чтобы достичь в избранной им деятельности максимальных результатов. Он всегда ответственен за свое поведение, за свои действия, ибо его действия всегда осознаны. Воин никогда ничего не делает случайно: у каждого поступка свой смысл, каждый шаг приближает его к цели.

Воин может быть физически не развитым, пожилым или даже инвалидом. Он чувствует боль, но терпит ее и не боится идти ей навстречу, если этого требует его путь. Он может обладать способностью одним ударом причинить серьезную травму или даже убить, но при этом избегает насилия в любом его проявлении. Личность воина подобна цветущей розе: на первый взгляд легкоранимая и хрупкая, но колючая для тех, кто попытается сорвать или поломать ее.

Боевые искусства часто причисляют к спорту. Однако спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная к ней подготовка. По этому определению можно провести различия между спортом и боевым искусством:

  1. Спорт индеферентен воспитанию, то есть он может воспитать положительные черты личности, а может и отрицательные.

    Боевые искусства являются лучшим средством для воспитания положительных черт личности – это вторая по значимости задача боевого искусства. Как в древности, так и сейчас для занятий боевым искусством необходим учитель, умеющий воспитать и передать помимо правильной техники и философию и дух и мораль воина. В противном случае можно воспитать ученика, опасного для всего общества. Так, могут быть опасны спортсмены с явным преобладанием физического развития над интеллектуальным, духовным. Воспитание превращается в дрессировку, подобно дрессировке крыс-крысоедов. Существует способ истребления крыс: когда на корабле заводятся крысы, их не кормят, и от голода они пожирает друг друга. Остаются в конце концов две, из которых одна побеждает. Ее выпускают на другой корабль, где она истребляет других крыс. В конце концов не находя больше пищи она погибает сама. Так и многие спортивные инструкторы готовят подобно крысам спортсменов, не способных ни на что, кроме поединков, приводящих к самоуничтожению.

  2. Главная задача спорта - выявить самого сильного спортсмена, а значит актуальны вопросы отбора по физическим и возрастным данным.

Реальная боевая схватка это не спортивный поединок. И здесь не играет особой роли величина и сила мышц, скорость реакции. А ведь именно по этим параметрам происходит отбор, а затем и строится система тренировок в спортивных единоборствах. Все это влечет за собой использование чисто силовых, зрелищных, а от того и малоэффективных в бою движений. Реальный же бой подразумевает от адепта боевого искусства хорошей координации, быстроты, ловкости и умения проводить приемы, использую силу противника. Поэтому в боевом искусстве ценится не сила и зрелищность, а умение владеть своим телом.

  1. Спортивные тренировки имеют плановый характер и их целью является подготовить спортсмена к показу своего наилучшего результата на главных соревнованиях года.

    Адепт боевого искусства должен быть всегда готов к бою. Поэтому его система тренировок в корне отличается от системы тренировок принятой в спортивных единоборствах. Кроме того, спортсмена единоборца готовят к проведению поединка с заранее известным противником (несколькими противниками). Воин же не знает с кем и когда он будет сражаться. Поэтому его тренировка носит универсальный характер, призванная развить качества, позволяющие адепту боевого искусства вести бой с представителями различных стилей боевого искусства.

  2. Соревнования выявляют самого сильного спортсмена, имеющего преимущество над своими соперниками в конкретных условиях и по конкретным правилам поединка.

Целью спортивного состязания является показ зрителям своего превосходства над соперником. Поединок идет по заранее оговоренным правилам, в строго фиксированном пространстве, в определенном временном промежутке. Одежда, как правило, специально подбирается для данного поединка, обязательно на соревнованиях присутствует медицинский персонал. Наличие этих факторов определяет систему подготовки и тактику ведения поединка. В реальном же, не спортивном, поединке правил нет, нет и хорошо освещенного мягкого татами (ринга), нет времени и врачей, одежда далеко не всегда подходит для боя. А есть грязный темный подъезд, пара тройка вооруженных хулиганов. И спортсмен единоборец, попадая в такие условия, мгновенно теряется. Боевые искусства ориентируются прежде всего именно на такие условия и строят подготовку таким образом, чтобы дать навыки и умения для ведения боя в любых условиях. Методика занятий учитывает все особенности поединка на улице, включает в программу приемы в различных положениях и на разных дистанциях, как борцовские, так и ударные, руководствуясь задачей самообороны - вывести агрессора из строя за самое короткое время, прилагая при этом минимум усилий. И это позволяет подготовить универсального бойца, быстро и решительно действующего в различных условиях и ситуациях.

Такой вид боевого искусства как Хапкидо призван дать навыки и умения по защите жизни и здоровья от любого вида посягательства, как вооруженного, так и невооруженного. Система подготовки адептов Хапкидо ориентирована прежде всего на подготовку к ведению реальной, не спортивной, схватки. Поэтому Хапкидо пользуется непререкаемым авторитетом в кругу специалистов боевых искусств.

С распространением Хапкидо, с ростом его популярности помимо военных, представителей служб безопасности и органов правопорядка, им начали заниматься люди, руководствующиеся другими мотивами: поправить здоровье, научиться навыкам реальной самообороны и ознакомиться с восточной культурой.

Hosted by uCoz